SVERT

Вулканическая обстановка



Экспедиция орнитологов завершена-полевой сезон продолжается.

Завершилась научно-образовательная экспедиция Института морской геологии и геофизики ДВО РАН «Изучение мигрирующих птиц у северных границ заказника «Восточный», Центральный Сахалин».   

Кроме ученых в работах по проекту приняла участие  группа старшеклассников  лицея №1, членов экологического клуба  «Урагус», которые  ведут наблюдения за природой Сахалина.

Полевой лагерь насчитывал около 20 человек. Такой масштабный  выезд  стал возможен благодаря финансовой  поддержке  компании "Эксон Нефтегаз Лимитед". 

Экспедиция  была  посвящена изучению птиц в период их осенней миграции на центральном Сахалине. Основное внимание было  уделено исследованию воробьиных и водоплавающих птиц на миграционных остановках у северных границ вдоль прибрежной части заказника «Восточный».

В окрестностях лагеря было установлено около 300 метров сетей, обходить их полагалось каждый час. Взрослым без помощи волонтеров с этой работой было бы сложно управляться. Юные орнитологи быстро освоили технологию выпутывания птиц и доставки на «операционный стол», так в шутку называли место, где измеряли и описывали состояние пернатого. К концу экспедиции многие из них уже сами составляли прижизненное описание мигрирующих птиц. Кроме того, они узнали методы их учета, ознакомились  с видовым составом мигрантов разных систематических групп. 

В рамках образовательной части проекта старший научный сотрудник лаборатории островных экологических проблем ИМгиГ ДВО РАН Ринат Сабиров провел эколого-геоботаническую экскурсию. Он ознакомил участников  с растительными сообществами приустьевой зоны реки Лангери, где велся отлов птиц. Рассказал  им о методах изучения лесов.

Своеобразным открытием для орнитологов, а печалью для детей стало обнаружение в сетях большого количества птенцов. Оказывается птицы в этом году, не совсем готовы к перелету. По срокам они уже должны улетать на зимовку, а молоди надо подрасти хотя бы две-три недели, чтобы ювенильное оперение поменять на взрослое. Получилась своеобразная экологическая ловушка: снег здесь сошел поздно, в конце июня, гнездиться пернатые тоже начали поздно, а осень наступила по расписанию.

Не только для птиц, но и для  юных участников экспедиции наступило время испытаний. На второй день пошел затяжной дождь. У многих   из них  это был первый опыт десятидневного проживания в палатках, со всеми прилагающимися радостями и сложностями. Экзамен на прочность все сдали на пять баллов.

Под руководством взрослых городские дети преуспели в  приготовления   завтраков, обедов и ужинов для «полевой семьи» в  20 человек. Юноши научились лихо колоть дрова и поддерживать костер даже в дождь.  По возвращению в город им будет, чем поделиться с одноклассниками.

О своих наблюдениях и впечатлениях рассказывают   участники проекта.

Павел Ктиторов, кандидат биологических наук, заведующий, лабораторией островных экологических проблем ИМГиГ ДВО РАН

      В эту научную экспедицию мы с удовольствием включили образовательную составляющую. Привлекать и обучать   школьников  работе с птицами обоюдно полезно.  У нас появились  заинтересованные  помощники. Обход сетей тонкая, но  рутинная  работа, занимающая  уйму времени.  А для ребят -  все новое интересно. Они с удовольствием наблюдают за сетями, учатся выпутывать  птиц, пересаживать в мешочек, доставлять их  на обработку.  Сами мы бы конечно не справились с таким объемом работы. Затем мы показываем им все этапы обработки птицы: измерение массы, параметров крыльев, определение   возраста, жиронакопления, наконец, кольцевание. Учим работать с определителем птиц.

Грант компании «Эксон Нефтегаз Лимитед»  позволил нам провести эту экспедицию на хорошем уровне.  Мы приобрели необходимое полевое снаряжение для проживания школьников в полевых условиях в автономном режиме. Например,  специально приобрели огромную палатку, в которую предусмотрена установка печки. Мы впервые получили возможность сушить экипировку  не у костра, а у печки. Очень оценили её, когда сутки шел дождь, и у некоторых детей намокли спальники, куртки и другие вещи. В тепле   и самим было приятно посидеть, душевно беседуя под треск дровишек.   Обзавелись  полевым душем, в солнечную погоду в отряде устроили «банный день».

Кроме того, нам нужен был специальный транспорт, чтобы со всем снаряжением и большим количеством людей доехать до  места работы. Идеально подошла вахтовая машина, которую мы арендовали у коллег из клуба «Бумеранг». Она укомплектована всем необходимым, в том числе  современным навигационным оборудованием, и даже телевизором, который работает от солнечной батареи.

Присутствие  подростков в отряде, конечно, заставило нас очень тщательно выбирать место стоянки. Чтобы оно было максимально удобно и безопасно. Край-то медвежий.

Научно - образовательная экспедиция закончилась, а наш  полевой сезон продолжается.   В этом же районе. Будем ждать прибытия пеночек-таловок, а также нескольких видов птиц, которые летят через Охотское море с Камчатки.

Ирина Бирюкова, учитель биологии Лицей №1,руководитель клуба «Урагус».

В нашем лицее в качестве дополнительного образования для ребят, обучающихся в классах  химико-биологического профиля, много лет существует  экологический клуб «Урагус». Он входит в структуру малой академии наук лицея. Мы давно сотрудничаем с учеными института морской геологии и геофизики ДВО РАН, они наши постоянные  гости в Дни науки.

Когда орнитологи института предложили нам принять участие в этой экспедиции, мы  очень обрадовались, потому что  для ребят это уникальная возможность познакомиться с птицами поближе, подержать их в руках, посмотреть, как работают ученые.

Рады, что этот проект состоялся. Его поддержала администрация лицея, согласовав  наше отсутствие на первой неделе учебного года, считая важным участие детей в исследовательской работе с молодыми учеными, которые знакомят их с методиками научных исследований. Это все укладывается в задачи дополнительного образования. А пропущенные темы они быстро нагонят.

В проекте принимали участие ученики 9-10 классов. Это их первая настоящая полевая экспедиция. Раньше мы участвовали только в слетах. Интересно было за ними наблюдать, когда у них  получалось выпутать птицу из сетей, кричали: «Ура, моя первая птица!». Очень трогательно было смотреть,  когда они её выпускали.

Здесь уже наметилось написание первой исследовательской работы  по орнитологии. Кате Блохиной,9 класс, очень понравилось изучать птиц. Она решила оформить полученные знания и наблюдения в научную работу. Павел  Ктиторов любезно согласился  быть у неё научным руководителем.

Что еще порадовало -  несмотря на дождь, не было жалоб, нытья, просьб вернуться домой. Более того, слышу в разговорах, что они уже весной с орнитологами собираются выезжать!

Андрей Мухин - орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник   станции Зоологического института  РАН - Рыбачий (Калининград).

Для  меня это  первый опыт работы с подростками, несмотря на то, что я преподаю в университете, работаю со студентами и школьниками. Таких экспедиций у нас еще не было. Здесь все очень хорошо организовано. В значительной степени это зависит от детей, которые уже подготовленные исследователи, готовые воспринимать новую информацию. Кроме того, они учатся жить в полевых условиях. Ребята, например, с удовольствием учатся рубить дрова. На кухне готовят, дежурят и парни и девушки. Немного расслабляет присутствие вахтовки в лагере. В ней они прятались от дождя и смотрели  кино. А в  остальном - все по-настоящему. За пару раз они уже научились доставать птиц из сетей, уверенно держать их в руках. Я не уверен, что кто-то из них станет профессионалом, но опыт общения с природой и таким и хрупкими объектами, как птицы они сохранят на всю жизнь.

Как для орнитолога, мне эта экспедиция дала  возможность познакомиться с местными видами, такими как соловей-красношейка, бурая пеночка, пеночка Таловка и др. Я никогда не держал их в руках.

Александр Першуткин, представитель компании "Эксон Нефтегаз Лимитед"

Приоритетом компании в области благотворительной деятельности является поддержка социально-ориентированных проектов. В первую очередь, это проекты, направленные на поддержку и развитие образования, здравоохранения, сохранение культуры коренных народов Севера. Этот научно-образовательный проект органично вписался в  концепцию компании по поддержке социальных проектов.

Мы уже не первый год сотрудничаем с ИМГиГ, в частности, в прошлом году мы поддержали проведение международной конференции орнитологов, которая прошла очень успешно. Когда нам стало известно о планах Павла Ктиторова организовать полевой научно-образовательный лагерь для школьников, мы с радостью откликнулись на просьбу института оказать финансовую поддержку данному проекту.

 То, что я увидел здесь,  подтверждает правильность нашего выбора. Очень толковая организация лагеря, любознательные дети, с удовольствием впитывающие новые знания. А профессиональная работа с птицами для меня, городского жителя, выглядит  просто как захватывающий фильм. Я думаю, что для школьников подобный  уникальный опыт работы в полевых условиях под руководством опытных ученых-орнитологов, безусловно, повлияет на их выбор профессии.

Я считаю, что этим детям очень повезло. Во-первых, они получили возможность не только учиться, но и принимать участие в настоящей научной работе бок о бок с опытными учеными. Во-вторых, они приобрели навыки работы «в поле», прочувствовали на себе, насколько научная работа может быть интересной и увлекательной.  

Сушилова Ольга Владимировна, мама одного из участников экспедиции.

Ирина Николаевна у нас классный руководитель, я в родительском комитете, поэтому здесь по зову души и сердца. Очень люблю этого педагога. Она дает детям не только знания, но и  науку жизни, человеческих отношений, взаимоподдержки, уважения к старшим. Она не просто учитель, она мама для всех. Каждый день  здесь испытываю полный восторг от того, что:

- вижу, как тут на природе дети раскрываются, несмотря на то, что уже 2 года вместе учатся;

- чувствую их неподдельный интерес, ко всему, что происходит. Они видят, что это не мероприятие для галочки, а реальная работа, реальная жизнь, дикая природа. Уроки биологии не пропали даром, здесь все знания востребованы.

И вообще, здесь настолько интересны все взрослые. Прежде всего, тем, что  никого не воспитывают, а делают свое дело и тем самым устанавливают планку деловых и дружеских   отношений. Это хороший  пример для подражания.

Дети здесь тоже особые. Это участники городских олимпиад, постоянные помощники  в подготовке Дня науки. Три месяца они готовят само торжество, плюс свои научные работы. Поэтому они очень интересуются всем, что относится к науке.

Честно надо сказать, вначале сын был не очень доволен, что я еду с ним в экспедицию. Но потом понял, что у нас разные территории, и мы не мешаем друг другу. Я с удовольствием вожусь по хозяйству. Выросла в деревне и мне такая жизнь знакома. Я как в детство вернулась.

Тем не менее, очень приятно смотреть на этих городских деток, которые учатся готовить на костре, чисто, гигиенично. Они не белоручки, и воду принести с речки и посуду помыть и дрова поколоть – все мигом  сделают. Есть у них и фантазия, с удовольствием её применяют, сочиняют новые блюда..

Что еще порадовало -  возникла удивительно теплая атмосфера. За все время не было ни одной спорной или конфликтной ситуации.  Ни у детей, ни у взрослых. Осталось только приятное послевкусие от этой поездки.

Кстати о птичках. Я любитель растений и птиц раньше видела только в небе. А тут сделала  для себя открытие, - какие же они разные и красивые! Особенно «Таловка» - просто красавица. Перья  оливкового цвета, лапки  голубые, с белые надбровьями, … Снегири (мама с детками нам попалась), вальдшнеп.  Всего не перечислишь. Неизгладимое впечатление, лично для меня.