SVERT

Вулканическая обстановка



Резолюция конференции «Геодинамические процессы и природные катастрофы. Опыт Нефтегорска»

После всестороннего обсуждения вопросов, связанных с геодинамическими процессами и опасностью природных катастроф в Дальневосточном регионе, конференция приняла резолюцию:

1. Опасности, связанные с природными катастрофами, прежде всего сильными землетрясениями и цунами, осложняют реализацию задачи ускоренного социально-экономического развития Сахалинской области, как и всего Тихоокеанского региона России.

2. Печальный опыт катастрофического Нефтегорского землетрясения 1995 г. частично учтен при разработке и выполнении мероприятий, направленных на повышение сейсмобезопасности на территории Сахалинской области. Положительные результаты дало выполнение Федеральных целевых программ “Сейсмобезопасность территории России”, “Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических регионах РФ”, Областной целевой программы “Повышение сейсмоустойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области”. На завершающем этапе находится новая редакция карт общего сейсмического районирования, уточняющих ОСР-97.

3. Получены научные результаты, позволяющие лучше понять закономерности природно-техногенных катастроф. Создан задел для прорывного решения проблемы прогноза извержений вулканов, цунами, сильных землетрясений. Об этом свидетельствуют такие примеры, как оперативное обнаружение и объявление тревоги о цунами (после землетрясения 11.03.2011 г., Тохоку, Япония), успешный среднесрочный прогноз Невельского землетрясения 02.08.2007 г. и др.

4. Мониторинг опасных геодинамических явлений осуществляется рядом организаций, но обеспечение ресурсами (финансирование) учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций (ФАНО) России и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), недостаточно даже для поддержания имеющихся сетей наблюдений, и тем более для развития этих сетей с использованием современного оборудования и технологий. Потери от катастроф ложатся на экономику РФ, поглощая в среднем 0.3% ВВП в год. Мировой опыт показывает, что перераспределение затрат с возмещения ущербов на развитие систем мониторинга и превентивные мероприятия может заметно снизить величины потерь (до примерно 0.03 - 0.05% ВВП, как в развитых странах).

5. Для предотвращения последствий катастроф, подобных Нефтегорскому землетрясению 1995 г, целесообразно объединить имеющиеся в Дальневосточном регионе России системы мониторинга опасных геодинамических процессов: землетрясений, цунами, извержений вулканов. Центром объединения может быть Дальневосточный региональный центр МЧС России (с компетенцией государственного заказчика, отвечающего за функционирование систем мониторинга, реализацию превентивных мероприятий и за минимизацию и компенсацию причиненного ущерба).

Конференция рекомендует:

1. Обратиться с предложением в Администрацию Президента Российской Федерации, Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию о подготовке проекта Постановления Правительства РФ о мерах по снижению риска от природных и техногенных катастроф на Дальнем Востоке России с возложением ответственности за своевременное выполнение планов работ на МЧС России и Российскую академию наук.

2. Обратиться в МЧС России, ФАНО России и в научно-экспертный совет при Правительстве Сахалинской области с просьбой об изыскании финансирования развития новой автоматизированной (автономной) системы мониторинга опасных геодинамических процессов для условий Сахалинской области и других субъектов ДВФО.

Ведущие ученые страны, специалисты в области геофизики, геодинамики, сейсмостойкого строительства свои предложения внесли, теперь слово за структурами, в компетенцию которых входит принятие документов и решений по обозначенным проблемам.