Новые технологии обучения в аспирантуре института
Аспирантура, работающая при ИМГиГ ДВО РАН, как форма подготовки кадров высшей квалификации на данный момент претерпевает серьезные изменения. Это связано с появлением новых нормативных документов: законов, ФГОСов, требований и др.
ФГОСы предоставляют возможность применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Как это реализуется на практике, нам рассказала заведующая отделом аспирантуры к.ф.-м.н. Марина Юрьевна Андреева.
Высшее образование в аспирантуре ИМГиГ ДВО РАН может быть получено в очной и заочной формах обучения. Обучение ведется по двум направлениям – Науки о земле и Биологические науки. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, программа состоит из:
1) базовой части, включающей дисциплины "Иностранный язык", "История и философия науки";
2) вариативной части, которая содержит десять обязательных дисциплин и две по выбору;
3) трех блоков: практика, научные исследования, государственная итоговая аттестация.
На сегодняшний день в аспирантуре проходят обучение 9 аспирантов (5 из них принято в этом учебном году). Аспиранты-первокурсники уже успешно сдали первые зачет и экзамен по психолого-педагогическому модулю. Обучение проводилось на базе Сахалинского государственного университета в рамках программы «Академическая мобильность».
Параллельно идут занятия по базовой части программы по дисциплине «Иностранный язык». В предыдущие годы аспиранты самостоятельно осваивали предложенную преподавателем программу, выполняли контрольные работы, писали рефераты. На прием кандидатского экзамена приезжала комиссия из Владивостока. Это было затратно для института. В этом году мы впервые внедряем дистанционный метод обучения по базовой части. Первой по этому пути пошла Светлана Ивановна Савинцева, доцент кафедры иностранных языков ИБМ ДВО РАН (г. Владивосток). Она сформировала группу аспирантов разных лет обучения и проводит занятия по скайпу. Как известно, при изучении языков важно взаимодействие, аудирование педагога и ученика. Данная технология как раз и дает такую возможность. Занятия проводятся по учебному плану. Дается большой объем материала на самостоятельное изучение. Контроль ведется по электронным каналам со строгой фиксацией сроков сдачи работ. Вначале аспирантам было тяжело от объема нагрузки, но, когда втянулись в ритм работы, стало легче.
"История и философия науки" вторая обязательная дисциплина базовой части программы. Пионером в дистанционном обучении по ней стал Андрей Владимирович Поповкин, кандидат филосовских наук, заведующий кафедрой философии ДВО РАН (г. Владивосток). Учитывая специфику модуля, он создал в сети объединенную группу из аспирантов разных институтов ДВО РАН, куда вошли и сахалинцы. Теперь все они могут пользоваться видеолекциями, выставленными в сети, участвовать в лекциях и семинарах, проводимых в скайпе. Здесь тоже важно непосредственное живое общение в процессе освоения курса.
В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции (компетенция способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении исследовательских задач): универсальные, общепрофессиональные, профессиональные. Безусловно, быстрее и эффективнее их формирование произойдет у ребят, участвующих в непосредственном общении с высококвалифицированными преподавателями.