Во Владивостоке прошла стратегическая сессия «Национальный проект «Наука»: инструменты, механизмы, реализация»
Открывая сессию, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Сергей Кузьмин представил цели, задачи и структуру национального проекта «Наука» и входящих в него федеральных проектов. Проект «Научно-производственная кооперация» предполагает создание научно-образовательных центров и центров мирового уровня, в рамках проекта «Передовая исследовательская инфраструктура» предполагается значительное обновление приборной базы ведущих организаций и создание установок класса мегасайенс, федеральный проект «Развитие кадрового потенциала науки» будет способствовать формированию целостной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров. По словам Сергея Кузьмина, реализация федеральных проектов требуют нетривиальных решений и подходов — в том числе, от руководителей научных и образовательных организаций.
Дальнейшая проработка темы прошла в формате рабочих групп, модераторами которых выступили представители центрального аппарата Минобрнауки России.
«Такой формат работы себя уже зарекомендовал в других регионах страны, и мы хотим предложить его сегодня, чтобы услышать ваше мнение, понять вашу позицию по вопросам реализации нацпроекта», - отметил Сергей Кузьмин.
Дискуссию по финансовым и организационным механизмам реализации национального проекта «Наука» провел заместитель Министра Сергей Кузьмин. Участники обсудили финансовые механизмы кооперации, возможности для привлечения средств предприятий, государственно-частное партнерство при создании исследовательской и социальной инфраструктуры, вопросы совместного использования имущества лабораторий, НОЦ и НЦМУ.
Тему прорывных проектов, которые позволят России занять лидирующие позиции в мире, установки «мегасайенс» и планируемые направления исследований с их использованием, вопросы взаимодействия с промышленными предприятиями и необходимость системного подхода к внедрению результатов научных исследований в реальную экономику обсуждали в рамках рабочей группы «Научные приоритеты реализации национального проекта».
Блок кадровых вопросов также был вынесен для проработки в тематической группе. Участники поделились мнениями о принципах формирования кадрового резерва, создании условий для непрерывного роста квалификации молодых ученых и обмена передовым опытом, о программах академической мобильности, а также об оптимальных механизмах работы аспирантуры и организации научного труда исследователей.
Предложения, сформулированные рабочими группами были вынесены на панельную дискуссию, которую 19 декабря провел Министр науки и высшего образования России Михаил Котюков.
Создание научно-образовательных центров (НОЦ) участники второй группы назвали одним из главных приоритетов нацпроекта. По мнению академического сообщества, на Дальнем Востоке должен быть создан экспортно-ориентированный НОЦ — с учетом уникального геополитического положения и динамичного развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Совершенно точно, предпосылки и возможности для создания НОЦ мирового уровня на Дальнем Востоке есть, — сообщил Михаил Котюков. — Регион уникален с точки зрения богатства ресурсами и близости к открытому рынку, где востребованы разработки наших ученых. Нужно серьезно проработать программу развития НОЦ с тесной интеграцией науки, образования и реального производственного сектора».
Глава Приморского края Олег Кожемяко подтвердил, что в создании НОЦ мирового уровня заинтересован и регион, который ориентирован на динамичное инновационное развитие. «Наука должна быть ориентирована на решение задач народного хозяйства, и потребность в этом у Приморского края точно есть. Экономическая политика региона предполагает модернизацию существующих производств, и в этом без опоры на науку не обойтись, — сказал Олег Кожемяко. — Очень много задач ставит и бизнес — он готов внедрять новые решения, которые помогут предприятиям двигаться вперед, развиваться и быть более рентабельным».
Участники третьей группы выработали предложения по кадровому усилению научно-исследовательской сферы для реализации нацпроекта. Здесь, по мнению представителей вузов и научных институтов, особенно важно сообща решать задачи по формированию кадрового резерва, повышения квалификации ученых, развития аспирантуры и поддержки молодых исследователей. Прозвучали предложения: обучать студентов через научную деятельность и стажировки в академических институтах, активнее использовать академическую мобильность для обмена исследовательским опытом, создавать центры повышения квалификации ученых и специальные программы подготовки управленцев для науки, повысить социальные гарантии для молодых исследователей.
«Кадровый вопрос пронизывает весь национальный проект «Наука», и только объединив усилия ведущих вузов и институтов Российской академии наук, можно решить эту первостепенную задачу», — подчеркнул Михаил Котюков.