Исследование волновых колебаний в открытом порту Сахалина.
Результаты исследования сотрудников лаборатории волновой динамики и прибрежных течений и лаборатории цунами Института морской геологии и геофизики ДВО РАН опубликованы в престижном международном журнале Ocean Engineering (категория Q1 по Web of Science, УБС 1). Работа посвящена такому редкому и недостаточно изученному в условиях полностью открытого порта явлению, как тягун. Объектом исследования стал порт Пригородное, где осуществляется отгрузка сжиженного природного газа.
Авторы показали, что даже при отсутствии обычных гидротехнических сооружений, как в классически портовых акваториях, где тягун обусловлен портовыми сейшами, возможно формирование опасных колебаний уровня моря, вызванных инфрагравитационными краевыми волнами. Такие волны, возбуждаемые приходящей зыбью и устойчивым ветром определённого направления, могут усиливаться вблизи мест швартовки танкеров и создавать риски для проведения погрузочных операций. Несмотря на подтверждённую высокую безопасность порта Пригородное, выявленные особенности требуют учёта при планировании мер по повышению надёжности швартовых операций.
Расчётная область, а также расположение виртуальных волн и датчиков скорости, соответствующих положению реальных приборов
Исследование основано на уникальных натурных данных, собранных в течение двух лет, и включает численное моделирование с использованием пакета SWASH. Полученные результаты расширяют представления о механизмах формирования длиннопериодных волн в открытых акваториях и позволяют выработать практические рекомендации для повышения безопасности морских операций.
Временные ряды колебаний уровня моря (a) для всех датчиков и спектрограмма колебаний уровня моря (б)